НЕФТЬ-ГАЗ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
На главную >>


Теперь на нашем сайте можно за 5 минут создать свежий реферат или доклад

Скачать книгу целиком можно на сайте: www.nglib.ru.

Предложения в тексте с термином "Метод"

При монтаже трубопровода в непрерывную нитку методом ручной дуговой сварки (табл.

Основой современных методов организации строительства является поточность.

Преимущества поточных методов строительства магистральных трубопроводов, сформулированные в работах [8, 69], связаны с осуществлением следующих принципов: производства как единого целого, равномерности и одновременности проведения работ, специализации, минимума продолжительности проведения работ и минимума незавершенного производства.

Машины и оборудование Поточно-групповой метод сварки, диаметр трубопровода, мм Поточно-расчлененный метод сварки, диаметр трубопровода, мм 530 720, 820 1020 1220 1420 530 720, 820 1020 1220 1420

Трубы как в базовых, так и в трассовых условиях гнут холодным методом на станках типа ГТ (рис.

Контроль стыков в непрерывной нитке трубопроводов диаметром 1020—1420 мм с толщиной стенки до 25 мм методом панорамного просвечивания осуществляется автоматизированньши самоходными комплексами АКП141 и АКП143 на базе автомобиля ЗИЛ-131.

Современные поточно-скоростные методы строительства базируются на применении укрупненных механизированных комплексов, включающих 300 и более машин, механизмов и транспортных средств.

); сравнительно (для строительного производства) жесткой системой допусков на выполнение отдельных операций и системой пооперационного контроля с использованием сложной контрольно-измерительной аппаратуры; повышением давления в сооружаемых трубопроводах и применением методов испытаний с давлением, значительно превышающим рабочее; ограничением во времени технологических заделов на выполнение смежных процессов.

Рассмотрены методы формирования, управления и определения области эффективности применения парка машин, а также методы выбора рациональных вариантов механизации.

СОСТАВ РАБОТ И МЕТОДЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Рассмотрены методы построения сменных, суточных и годовых режимов работы машин и механизированных комплексов, а также методы определения их производительности.

Число машин и оборудования в комплекте выбрано исходя из условий проведения работ при поточном методе, когда звенья по очистке, испытаниям и ремонту трубопроводов последовательно ведут работы на законченных участках трассы.

Это связано как с увеличением выпуска передвижных и полустационарных мастерских для обслуживания и ремонта машин, так и с совершенствованием организационных форм и методов ремонта.

Наиболее эффективными являются сборно-разборные покрытия дорог из деревянных щитов, позволяющие использовать индустриальные методы строительства и механизировать процесс укладки.

Автоматизация наиболее трудоемких процессов контроля и необходимых вспомогательных операций диктуется спецификой применяемых методов контроля.

При радиографическом методе контроля автоматизируются процессы просвечивания сварных соединений в нитке трубопровода и на трубосварочных базах, процессы выбора режимов просвечивания (разработка экспонометрических устройств, автоматически определяющих оптимальные режимы просвечивания исходя из параметров просвечиваемой трубы, типа применяемой пленки, вида источника излучения), механизируются и автоматизируются процессы фотообработки (создание установок, обеспечивающих все режимы фотообработки как форматных, так и рулонных радиографических пленок).

, агрегатно-узлового метода ремонта специальных передвижных средств технического обслуживания.

Изучению методов проведения работ в сложных условиях и созданию специальных машин посвящены работы многих авторов [12, 13, 64, 69].

В районах болот часто используют специальные методы прокладки и соответственно схемы комплексной механизации работ.

Кожух прокладывают методами горизонтального бурения, продавливания или прокалывания.

Последний метод более предпочтителен, поскольку гнутье на месте проведения работ способствует лучшему прилеганию трубопровода ко дну траншеи.

Ручная дуговая сварка — пока еще основной метод соединения секций труб в нитку.

В сплавинных болотах, а также на заболоченных участках, где трубопроводы целесообразно прокладывать методами сплава или протаскивания, траншеи обычно разрабатывают методом взрыва на выброс.

Ведутся исследования по созданию роторных экскаваторов, позволяющих разрабатывать траншею при промерзании на полную глубину, а также исследования по разработке грунтов экскаваторами, оснащенными ковшами с активными зубьями, и другими методами.

Однако этот метод применяется довольно редко.

Поскольку сварку осуществляют сразу по всему периметру и всей толщине стенки труб, электроконтактный метод высокопроизводителен.

Эффективность его обусловливается также тем, что для осуществления данного метода не требуется никаких сварочных материалов.

Сваренные стыки подлежат контролю, который осуществляется радиомагнитографическими или ультразвуковыми методами.

Траншею разрабатывают одним из следующих способов: рытье на полный профиль за один проход роторного экскаватора; дифференцированная разработка траншеи роторными экскаваторами методами последовательного углубления и последовательного расширения траншеи; рытье на полный профиль одноковшовыми экскаваторами; предварительная разработка траншеи бульдозерами на глубину 0,5—1 м с последующим рытьем до полного профиля одноковшовыми экскаваторами; разработка полного профиля траншеи взрывом на выброс; последовательная разработка траншеи в сыпучих грунтах бульдозерами или скреперами.

При поточно-скоростных методах строительства для повышения темпов разработки траншеи применяют дифференцированные способы, позволяющие избежать образование перемычек, получаемых при разработке на полный профиль при способе захваток, и улучшить использование землеройной техники.

В заболоченных районах сварочно-монтажные работы проводят обычными методами с лежневых дорог или с использованием сварочных агрегатов повышенной проходимости СДУ4Б и СДУ2Б на базе трактора Т-130Б, а также УС22 на базе трактора Т-100МБГ.

В болотах II и III типов при использовании метода оплава сварочно-монтажные работы совмещают с изоляционно-укладочными.

Взрывом на выброс разрабатывают траншеи на сплавинных болотах, а также на болотах всех типов в тех местах, где предусмотрена прокладка трубопровода методом сплава или протаскивания.

Изоляционно-укладочные работы при трассовом методе нанесения изоляционного покрытия выполняют по двум схемам: совмещенной и раздельной.

Обычно трубопровод сваривают в нитку методом последовательного наращивания из отдельных труб, двухтрубных секций или укрупненных элементов, смонтированных непосредственно на трассе.

В отличие от равнинных условий, где наиболее эффективным является поточно-расчлененный метод сварки, в горах сварку обычно ведут небольшие бригады.

Прокладку трубопровода на болоте методом сплава осуществляют комплексные бригады, выполняющие подготовительные, земляные, сварочные и изоляционно-укладочные работы в неразрывном технологическом потоке под единым оперативным или административным руководством.

Комплекты машин для изоляционно-укладочных работ методом сплава

Метод сплава можно использовать и для труб с заводской изоляцией.

При кустовом методе установки анкеров по обе стороны от трубопровода, уложенного в траншею, располагают по две-три пары анкеров, соединенных общим силовым поясом.

При данном методе на 5—8 % сокращается себестоимость выполняемых работ и на 20—25 % повышается производительность машин и механизмов.

Очистку полости подземных трубопроводов методом протягивания очистных устройств проводят в процессе монтажа трубопровода в непрерывную нитку, а надземных — в процессе монтажа секций до их укладки на опоры.

Например, при работе укрупненных механизированных комплексов и тюточно-скоростных методах строительства больший эффект получен от сокращения продолжительности строительства, хотя это связано с увеличением капитальных вложений.

Одновременно повышается часовая выработка Пч комплекса за счет применения прогрессивных технологических процессов (поточно-рас-члененные методы неповоротной сварки, дифференцированный метод разработки траншей и т.

т также в меньшей степени восполняется ростом часовой производительности, поскольку при небольших объемах работ рациональность применения высокопроизводительных методов проведения работ и высокопроизводительной техники снижается.

Производительность различных комплектов машин при поточных методах строительства должна быть строго согласована.

На современном этапе технического прогресса критерии учета времени в строительном производстве измеряются, как правило, минутами, а на отдельных операциях механизированных процессов при поточных методах строительства секундами.

Методам разработки режимов работы машин посвящены исследования крупных советских ученых: д-р техн.

Определение годовой эксплуатационной производительности (выработки) механизированных колонн проводится различными методами и имеет довольно широкий диапазон конечных результатов.

Все известные методы определения выработки можно разделить на группы в зависимости от того, что принимается в основу расчета.

Даже при таком высокомеханизированном процессе, как проведение изоляционно-укладочных работ при трассовом методе изоляции полимерными лентами, требуется ручной труд четырех рабочих в колонне для заправки шпуль изоляционной машины—-операции достаточно тяжелой и трудоемкой.

Важную роль в повышении технической готовности парка машин играют прогрессивные методы ремонта.

Техническое перевооружение отрасли сопровождается внедрением машин высокой ремонтопригодности, что позволяет применять агрегатно-узловые методы ремонта, которые при наличии обменного фонда в два-три раза сокращают продолжительность пребывания техники в ремонте.

Сооружение магистральных трубопроводов осуществляют линейно-поточным методом, при котором все строительные процессы выполняют последовательно специализированными комплектами машин.

Эти же закономерности характерны для землеройных колонн, производящих разработку траншеи комплектами, в состав которых входят рыхлители и экскаваторы, для сварочно-монтажных бригад при потолочной сварке секций трубопровода поточно-расчлененным и поточно-групповым методами, а также при поворотной сварке труб в секции одновременно двумя сварочными полуавтоматами.

Одно из главных условий поточного метода строительства — синхронизация выполнения процессов в их технологической последовательности.

Межкомплектные взаимосвязи оказывают значительное влияние на эксплуатационную производительность комплектов машин, продолжительность и себестоимость строительства, поэтому вопросы выбора оптимальной организационной структуры, форм специализации строительных организаций, а также методов управления строительством отдельных объектов являются первостепенными при решении задач повышения производительности путем улучшения использования взаимосвязанных комплектов машин.

При поточных методах строительства стабилизация режимов работы отдельных машин имеет огромное значение для повышения производительности механизированных комплексов в целом.

Линейно-поточный метод проведения работ, в основе которого лежит непрерывность производственного процесса, вступает в противоречие с дискретным характером работы комплекта машин, так как в среднем комплект машин останавливается 61 раз в смену, а максимальное число остановок в течение смены превышает 100.

Это положение справедливо для любой организационной схемы: от метода мелких бригад до поточно-расчлененного метода

Циклограмма операций при поточно-групповом методе сварки стыков труб диаметром 1420 мм

Циклограмма операций при поточно-расчлененном методе стыков труб диаметром 1420 мм

Внедрение поточно-группового (ПГМ) и поточно-расчленен-ного (ПРМ) методов позволило интенсифицировать процесс сборки и сварки за счет расчленения процесса сварки и совмещения сборочно-сварочных операций.

Поточно-расчлененный метод позволяет достичь рационального расчленения при максимально возможном совмещении процессов и тем самым сократить цикл сборочно-сварочных операций в 1,5 раза по сравнению с поточно-групповым методом и более чем в два раза по сравнению с методами мелких бригад.

Ущерб от простоя при ПРМ в три раза превышает ущерб от простоя той же продолжительности при методе мелких бригад.

В то же время объективных предпосылок для перерывов в работе при методе ПРМ значительно больше.

Практика организации поточно-скоростных методов строительства укрупненными механизированными комплексами с концентрацией ресурсов на пусковых объектах позволила досрочно завершить сооружение таких важнейших объектов, как Усть-Ба-лык—Тюмень—Курган—Альметьевск, Медвежье—Центр, Оренбург—Новопсков—Госграница СССР, Уренгой—Челябинск—• Сургут—Полоцк и др.

Выполнение работ по ежесменному техническому обслуживанию целесообразно внедрять в первую очередь при методах ПГМ и ПРМ.

В связи с этим ориентировочно можно принять, что метод ПРМ рационален при 20 и менее переходах на 100 км трассы, метод ПГМ — при 20—40 переходах, метод мелких бригад — при 40 и 'более переходах.

Особо резкое повышение их связано с освоением поточно-скоростных методов строительства укрупненными механизированными комплексами.

В результате тесной взаимосвязи в работе комплектов при поточных методах строительства остановка или снижение темпов на одном из видов работ приводит к простоям всего комплекса.

Сокращение продолжительности перерывов в работе машин при ремонтах и, следовательно, уменьшение числа резервных машин, необходимых для замены подлежащей ремонту техники, достигается за счет применения агрегатно-узлового метода ремонта машин, сущность которого заключается в том, что при ремонте машины производится замена отдельных неисправных или изношенных агрегатов и узлов заранее отремонтированными или новыми, взятыми из обменного фонда.

Основные положения по организации агрегатно-узлового метода ремонта изложены в инструкциях (например ВСН-2-90—77)

Агрегатно-узловой метод ремонта сложных машин поручается участкам специализированных управлений пуско-нала-дочных работ (СУПНР),ремонт остальной техники — участкам ППР строительных организаций.

Следует отметить, что не все существующие машины по условиям унификации, взаимозаменяемости и другим признакам можно ремонтировать, используя агрегатно-узловой метод, поэтому при разработке новых машин необходимо учитывать их ремонтопригодность как необходимое условие применения данного метода.

Годовые, пятилетние, долгосрочные планы и программы разрабатываются на разных уровнях управления и отличаются друг от друга методами решения задач, степенью детализации показателей, кругом и составом рассматриваемых вопросов.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ

Используют различные методы расчета потребности в машинах, выбор которых зависит от постановки задачи и наличия исходных данных: физических объемов строительно-монтажных работ, способов их механизации, годовой производительности машин; сведений о существующем парке машин и показателях его использования; программ работ строительной организации, технологии и организации возведения объектов.

В основе различных методов определения потребности в машинах лежит выражение где Мц — среднегодовое число машин, необходимое для выполнения данного объема работ, выраженное в штуках или единицах измерения главного параметра; О, — физический объем данного вида работ в натуральном выражении; Уц — удельный вес объемов работ, выполняемых данными машинами; Пц — годовая выработка (производительность) машин в физических объемах на одну машину или единицу главного параметра; i, j — индексы соответственно вида строительно-монтажных работ и типоразмера машин.

К недостаткам описанных методов определения потребности в машинах следует отнести сложность распределения наличного парка по видам работ, невозможность определения потребности в новых машинах, так как эти методы основываются на сложившихся структуре и составе машинных парков строительных организаций.

Кроме того, данные методы не учитывают сроков выполнения планируемых работ.

Предложен более совершенный метод расчета потребности в машинах с учетом нормативной выработки машин и времени работы машины на объекте.

Такой метод получил название метода «прямого счета».

Он позволяет на основе оптимальных графиков определять структуру парка машин строительных организаций для выполнения работ, планируемых на год, эффективными методами.

на основе показателей, рассчитанных методом «прямого счета» за ряд лет.

При этом рассчитанные показатели ежегодна корректируют с учетом изменений в технологии производства, методах управления и т.

строительно-монтажных работ в году; Mi — определенное методом «прямого счета» число машин данного типа для 1-й организации, необходимое для выполнения в планируемом году объемов работ; Ог — годовой объем работ, выполняемый собственными силами в целом по отрасли;.

Метод «прямого счета» обычно используют для расчета на уровне строительных организаций, а расчет по укрупненным показателям (нормативам) — на уровне главных управлений и министерств и для определения потребности на перспективу (пять лет и более).

В качестве основного балансовый метод используют для согласования и увязки плановых показателей и нормативов, применяемых при расчетах потребности в строительных машинах.

Разработан алгоритм расчета и машинная программа для ЭВМ «Минск-22», в основу которых положен принцип определения потребности в строительных машинах методом «прямого счета» с учетом условий полной загрузки наличных средств механизации и выполнения запланированных объемов работ.

Применение изложенных методов определения потребности в строительных работах в Миннефтегазстрое ограничено уровнями министерства и главков с широкой номенклатурой общестроительных работ.

Недостатком данного метода является сравнительно узкая область его применения, поскольку фактическая структура работ и номенклатура сооружаемых объемов строительных организаций разнообразны и не всегда укладываются в рамки имеющихся схем комплексной механизации на типовые объекты-представители.

Все шире внедряются поточно-скоростные методы строительства магистральных трубопроводов укрупненными механизированными комплексами.

Досрочный ввод в эксплуатацию таких объектов, как Медвежье — Центр, Оренбург — Госграница СССР, Уренгой — Челябинск и других, непосредственно связан с применением поточных методов строительства, следовательно, распространение поточно-скоростных методов на все сооружаемые отраслью трубопроводы является одной из важнейших задач.

Современные методы организации поточно-скоростного строительства предусматривают возможность комплектации состава специализированного потока несколькими сварочно-мон-тажными, изоляционно-укладочными и другими бригадами.

Крупные механизированные комплексы (КМК) оснащены машинами и оборудованием, обеспечивающими поточно-расчлененный метод неповоротной сварки, базами поворотной сварки типа БТС-142 и БТС-143, автоматизированными комплексами контроля типа АКП.

Средние механизированные комплексы (СМК) включают машинооснащение, обеспечивающее поточно-групповой метод сварки.

Малые механизированные комплексы (ММК) предназначены для поточных методов строительства рассредоточенных объектов (отводов, лупингов), а также участков трасс с большим числом препятствий (например, пересечение коммуникаций и дорог в густонаселенных районах).

В результате тесной взаимосвязи в работе комплектов машин при поточных методах строительства остановка или снижение темпов на одном из видов работ приводит к простоям всего комплекта.

Основными методами повышения организационно-технологической надежности строительного производства с точки зрения надежности работы машин являются следующие методы: применение высоконадежных машин; применение специальных и общестроительных машин в соответствии с их функциональным назначением; подбор машин в исполнении, соответствующем природно-климатическим условиям строительства; рациональная организация технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и технической диагностики состояния машин; поддержание необходимой квалификации обслуживающего персонала; структурное резервирование машин, агрегатов, узлов и деталей; создание оптимальных технологических заделов между комплектами машин (временное резервирование); функциональное резервирование машин.

Согласно ГОСТ 13377—75 резервирование определяется как метод повышения надежности объекта путем введения избыточности, т.

При стратегии восстановления работоспособности отказавшей машины только методом ремонта Л^рез.

Разработанные ВНИИСТом методы научно обоснованного формирования машинооснащения механизированных комплексов позволяет значительно повысить ритмичность поточно-скоростных методов строительства магистральных трубопроводов.

Хачатуров отмечает, что задачей планирования является выбор путей развития технического прогресса, а методы такого выбора идентичны методам выбора вариантов капиталовложений и основываются на сопоставлении получаемого эффекта с затратами.

Программно-целевые методы — качественно новый этап в развитии методологии планирования.

По срокам планирования программно-целевые методы относятся к перспективному планированию.

При различных критериях эффективности необходимо произвести их свертку методами теории исследования операций [17].

Достоинство этого метода определения эффективности применения машин — независимость от фактора ценообразования и простота расчетов.

Важный этап прогнозирования — определение тенденций развития по тем факторам, которые непосредственно влияют на конечные результаты прогноза, но не могут быть количественно оценены аналитическими методами.

В этом случае применяют методы экспертных оценок.

Один из методов групповой экспертной оценки был применен при разработке системы машин для выявления тенденций развития конструктивных решений, технологии и организации сооружения трубопроводов, перспективных средств механизации и автоматизации по основным процессам и операциям с учетом влияния внедрения в практику строительства достижений фундаментальных наук, развития смежных отраслей промышленности, тенденций международного разделения труда и т.

Для всех средств механизации можно выделить ряд общих требований, которые вытекают непосредственно из 'понятия о поточных методах строительства с высокими стабильными темпами.

Важным условием обеспечения поточных методов строительства является согласованность машин по производительности.

Эти изменения вызваны повышением требований к качеству строительства и связаны также с освоением технологии строительства из труб с полимерной изоляцией, наложенной в базовых и заводских условиях, технологии автоматической сварки и контроля сварных соединений неповоротных стыков, гидравлическими методами испытаний трубопроводов с повышенным давлением и т.

Отдельно выявляют объемы работ, которые намечено выполнить прогрессивными методами механизации (роторными экскаваторами, скреперами и т.

В трубопроводном строительстве в связи с его подвижным характером и постоянно изменяющимся фронтом работ без применения специальных математических методов невозможно выявить и реализовать имеющиеся резервы повышения темпов, эффективности и качества выполнения работ.

Она охватывает круг задач, позволяющих на основе системного подхода при использовании современных математических методов определить оптимальные параметры формирования, развития и использования парков машин строительных организаций, оптимальное оснащение техникой сооружаемых объектов.

Решение комплексной механизацией строительно-монтажных работ двух аспектов проблемы (социальных и экономических) не позволяет в процессе оптимизации найти глобальный оптимум по единому критерию эффективности, поскольку еще не найдены количественные методы соизмерения экономических и социальных результатов.

Как показало изучение вопроса целесообразности применения математических методов и электронно-вычислительной техники, к решению задач в области механизации строительства относятся: определение оптимального состава парка машин на уровне механизированных комплексов, трестов, главков, министерства; планирование поставок машин; оптимизация режимов работы машин и их комплексов; установление оптимальных параметрических рядов машин, отличающихся по мощности и производительности; совершенствование структуры парка машин путем установления оптимального соотношения в выпуске отдельных видов и типоразмеров машин, используемых на строительно-монтажных работах; определение оптимальных сроков перехода на производство машин новых моделей с учетом темпов технического прогресса в технологии машиностроения и совершенствования объемно-планировочных и конструктивных решений объектов строительства и технологии строительно-монтажных работ; оптимизация сроков службы, периодичности ремонта и технического обслуживания машин; определение состава, количества и организации работ передвижных средств технического обслуживания и ремонта машин в трассовых условиях; определение оптимального числа ремонтных предприятий, их размещения и мощности; установление области эффективного применения отдельных видов, типов машин и их комплектов, а также механизированных комплексов; распределение машин, их комплектов и механизированных комплексов по объектам строительства; определение оптимального эксплуатационного (технологического) и страхового резервов машин, узлов и агрегатов; составление схем работы транспорта на строительстве объекта, группы объектов или в районе сосредоточенного строительства объектов нефтяной и газовой промышленности; расчеты организационно-технологической надежности комплектов машин и ряда других технологических, организационных и управленческих задач, связанных с созданием и использованием средств механизации строительства.

По характеру исходных данных и получаемых решений все методы можно подразделить на детерминированные и стохастические (вероятностные).

Детерминированные методы жестко задают параметры протекания процессов.

Их применение значительно облегчает процедуру получения результатов, однако описание реальных процессов детерминированными методами не отражает всей сложности таких процессов, как, например, работа машин и их комплектов на строительстве трубопровода, или перспективы развития механизации трубопроводного строительства.

В основе стохастических методов лежат области параметров протекания процессов с заданными законами распределения вероятностей или с заданными границами допустимых значений.

Такие задачи могут быть решены методами математического анализа.

желаемое состояние выходов системы, определить направления и методы исследования, рационально отобрать средства и способы достижения цели.

В свою очередь парк машин отрасли с позиций системного подхода состоит из подсистем различного иерархического уровня, зависящего от организационной структуры отрасли, форм специализации строительных подразделений и методов организации строительства объектов.

Отраслевая автоматизированная система управления (ОАСУ) представляет собой совокупность административных и экономико-математических методов, средств вычислительной техники и связи, позволяющих органам управления центрального аппарата осуществлять оптимальное управление отраслью в условиях новой системы планирования и экономического стимулирования.

Совершенствование ОАСУС не может быть осуществлено без развития методов оптимизации машиностроения и совершенствования форм управления механизацией строительства.

Следовательно, внедрению АСУС предшествует отработка круга типовых задач, методов их логического и математического описания, формализации и решения с привлечением ЭВМ.

При отсутствии взаимосвязей в работе машин детерминированные модели, решаемые методами линейного, выпуклого и динамического программирования, позволяют моделировать строительные

Решение задач типа Z-*~Y включает в себя изучение работы машин и их комплектов как элементов сложной динамической системы, установление статистических закономерностей и разработку на их основе методов выбора оптимального использования машин (W->min).

В литературе по системным исследованиям [10, 15, 29, 50, 73], кибернетике [11, 20, 61] и применению математических методов в экономике [42, 43, 52] перечислен идентичный аппарат математических теорий, методов и моделей, используемых для поиска оптимальных решений.

Исходя из круга задач по оптимизации машинооснащения и методов их решения, можно заключить, что в исследованиях по оптимизации машинооснащения необходим тот же математический аппарат, а именно: функциональный и корреляционный анализ; математическое программирование (линейное, выпуклое, целочисленное, динамическое) ; теории множеств, сетей и графиков; теория информации; теория массового обслуживания, очередей и запасов; теории игр и исследования операций; имитационное моделирование; эвристические методы.

Применение того или иного метода, модели, теории или их совокупностей для решения конкретной задачи определяется спецификой последней.

Описание строительных потоков осуществляют также графо-аналитическими методами: линейными, сетевыми и другими графиками планирования и управления человеко-машинными системами в строительстве.

Сетевое моделирование — логическая модель, используемая как метод планирования и управления в условиях неопределенности.

Таким образом, метод осреднения не всегда применим к решению задач в условиях неопределенности.

В приведенном примере ошибка в расчете, вызванная пренебрежением к вероятностным методам, составляет 12 %, что довольно существенно для оперативного планирования.

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ КОМПЛЕКТОВ МАШИН МЕТОДАМИ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

При использовании в расчетах рациональных составов машин методов теории массового обслуживания [16, 40] строят математическую модель процесса работы комплекта машин, которая должна отражать реальные взаимосвязи в работе машин с учетом статистических закономерностей частоты и продолжительности перерывов в работе машин в конкретных трассовых условиях.

Решение таких задач осуществляют по следующим взаимосвязанным этапам: статистическое изучение потока требований на обслуживание и времени его осуществления; подбор аналитических выражений и методов решения задачи, установление критериев для оценки качества работы системы; непосредственное решение задачи, связанное с определением вероятностных характеристик и критериев эффективности функционирования системы для конечного числа вариантов; технико-экономическая оценка полученных решений и выбор на ее основе оптимального варианта.

Целесообразность применения этих методов ограничивается решением задач для узких мест, т.

Для оптимизации всего процесса применяют методы имитационного моделирования.

Такие задали можно решить методами теории массового обслуживания [63].

Основной показатель, определяющий применение того или иного метода моделирования,— характеристика потока требований.

Для моделирования таких процессов используют метод статистических испытаний (метод Монте-Карло) [56].

Применение метода статистических испытаний требует значительных объемов вычислений на ЭЦВМ, что не всегда целесообразно для принятия разовых решений в условиях строительства.

Это позволяет сформулировать постановку задачи выбора рационального машинооснащения и определения оптимального сочетания продолжительности организационно-технологических перерывов взаимосвязанных комплектов машин при поточных методах строительства.

Рассмотренный выше метод граничных значений позволяет определить рациональные варианты механизации для двух смежных или параллельных процессов, а также для всего комплекта машин, полностью осуществляющих сооружение трубопровода (от подготовки трассы до проведения испытаний).

Сущность метода цепей последовательных процессов заключается в попарной последовательности оптимизации машинооснащения процессов.

Методы имитационного моделирования [15, 17, 29] применяют для получения количественных оценок функционирования, производительности, эффективности или ценности систем.

Методом имитационного моделирования можно решать и обратные задачи, а именно: посредством имитации на ЭВМ результатов работы комплектов машин при различных вариантах механизации выбрать наилучший из них по заданному критерию эффективности.

За некоторым «порогом сложности систем» имитационное моделирование является, благодаря своей гибкости и возможности декомпозиции многоразмерных задач на более простые, практически единственным методом стохастического моделирования.

Метод имитационного моделирования может быть применен для решения следующих задач: формирование и распределение по объектам парка машин отрасли с учетом дополнительной потребности; определение рационального состава технических и людских ресурсов для поточного строительства магистральных и промысловых трубопроводов при составлении ПОС и ППР; определение области экономически целесообразного использования механизированных комплексов различной производственной мощности в зависимости от объектов и условий строительства; синхронизация выполнения работ при поточном строительстве магистральных трубопроводов; определение рациональных технологических заделов на смежных производственных процессах; оптимизация количества механизированных комплексов для трасс большой протяженности и их производственной мощности; управление поточным строительством одного или нескольких объектов; управление парком машин на уровне отрасли, главка, треста; организация, планирование и управление техническим обслуживанием и ремонтом машин.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИН

Цель функциональных и корреляционных методов анализа использования машин — выявление зависимостей между различными показателями, характеризующими и определяющими использование машин.

Функциональные методы применимы для анализа форм связи таких показателей, для которых каждому значению независимой переменной величины — аргумента, соответствует одно значение зависимой переменной функции.

Наиболее целесообразны графоаналитические методы.

Функциональные методы при всей их простоте имеют существенный недостаток, заключающийся в том, что полученные на их основе зависимости не учитывают влияние совокупности случайных факторов, воздействующих на использование машин в реальных условиях, поэтому более точным для данных условий является корреляционно-регрессионный метод анализа.

Корреляционно-регрессионные методы анализа основаны на том, что среднему значению зависимой переменной соответствует не одно, а несколько (или область) значений независимого переменного.

Поскольку на использование машин влияет множество случайных факторов, корреляционно-регрессионные методы анализа являются наиболее приемлемыми для исследований.

Корреляционно-регрессионный метод анализа использования машин включает следующие основные этапы: изучение процессов работы машин, причин простоев и путей их сокращения; постановку задач, включающую выбор зависимых и независимых переменных и определение массива данных (тх, ту) ; сбор данных; первичную обработку данных, включающую построение вариационного ряда, разбивку на интервалы и группировку по частотам, построение корреляционного поля; вычисление средневзвешенных значений аргумента X, функции У и групповых XY и межгрупповые Yx: _ построение гистограммы; вычисление общих ст| и а, и межгрупповой бу дисперсий; „ 2 ~ подбор и построение теоретической линии регрессии по методу наименьших квадратов х — xопределение коэффициента корреляции г при линейной форме связи и корреляционного отношения г\ при нелинейной:-i

Корреляционно-регрессионный метод анализа использован в ряде работ по анализу использования машин на строительстве трубопроводов.

Наиболее эффективным методом транспортировки нефти, газа и продуктов их переработки на дальние расстояния является перекачка по магистральным трубопроводам, протяженность которых в СССР ежегодно возрастает на 10—13 тыс.

С целью выявления количественных параметров этой зависимости был использован корреляционно-регрессионный метод анализа.

Факт наличия или отсутствия связи между анализируемыми показателями можно установить более простым методом — корреляцией по рангам.

Этот метод целесообразно применять на стадии предварительного анализа зависимости показателей использования машин от уровня специализации работ, производственной мощности организаций и т.

Парный корреляционно-регрессионный метод анализа применен при определении рациональных границ производственной мощности Q, механовооруженности труда М?

Методы физического моделирования рабочих процессов дорожно-строительных машин.

Решение задач теории массового обслуживания методом моделирования на электронных цифровых вычислительных машинах.

Методы обоснования эффективности применения машин в строительстве.

Экономико-математические модели и методы оптимального планирования в строительстве.

Состав работ и методы их проведения.

Методы определения потребности в строительных машинах.

256 Моделирование работы комплектов машин методами теории массового обслуживания.

Имитационное моделирование работы механизированных комплексов 274 Функциональные и корреляционные методы анализа использования машин.

Кожух можно прокладывать также методом продавливания установками типа «Запорожье» или ПУ-2 с гидродомкратами типа ГД-170/1150.

Наличие сменных роторов повышает универсальность экскаваторов и позволяет применять прогрессивную технологию разработки траншей, в частности дифференцированные методы.

Преимущество первого метода — независимость работы экскаваторов.

В связи с этим более прогрессивными являются дифференцированные методы, обеспечивающие непрерывность цикла разработка траншеи — укладка трубопровода.

По технологии ВНИИСТа внедрены прогрессивные методы разработки траншеи комплектами машин, включающими экскаваторы и бульдозеры.

Основная задача механизации и автоматизации сварки магистральных трубопроводов решается в двух направлениях: применение метода укрупненной сборки труб в секции на трубосварочных базах с использованием оборудования для полуавтоматических и автоматических методов поворотной сварки или установок для контактной сварки; использование комплектов машин для автоматизации неповоротной сварки или

Первое направление, получившее широкое распространение в нашей стране, позволяет выполнить до 60 % стыков автоматизированными методами сварки и 40 % ручной дуговой сваркой.

Второе направление, прогрессивно развивающееся в последние годы, позволяет перейти на автоматизированные методы сварки всей магистрали, за исключением врезки катушек и линейной арматуры.

Подготовку кромок труб на заданный технологией сварки геометрический профиль осуществляют методом холодной обработки резанием на станках типа СПК (рис.




Главный редактор проекта: Мавлютов Р.Р.
oglib@mail.ru